воскресенье, 22 июля 2018 г.

Если вас арестовали за границей

Любой россиянин может быть подвергнут провокации, арестован и замучен в зарубежных застенках под незначительным предлогом.
Например, если он когда-то скачал из Интернета нелицензионный зарубежный фильм, это было зафиксировано зарубежными службами интернет-мониторинга, а сразу после пересечения границы этот российский киноман может быть задержан полицией на основании иска кинокомпании-правообладателя данного фильма о нанесении ей ущерба (пусть даже ущерб микроскопический, но судебное разбирательство продлится долгие годы, и это будут годы тюремного заключения для россиянина). А если в самолёте ваш ребёнок побеспокоит особо склочного пассажира и при этом возникнет скандал, то не исключено, что в аэропорту прибытия вас встретит служба опеки из системы ювенальной юстиции, отберёт вашего ребёнка и поместит в местный приют, и чтобы решить эту проблему вам придётся потратить все сбережения, лишиться работы, продать квартиру, обе машины, дачу, драгоценности и взять ссуду у бандитов, которые за её невозврат превратят вас в рабов и проституток. 
Кроме того, в разных странах встречаются своеобразные местные законы и обычаи, не подозревая о которых оказаться в жуткой тюрьме – минутное дело.


РЕТРОСПЕКТИВА

Телезрители, роботы и теория Мальтуса. "От такой операции не остаётся красивых картинок". Этой фразой, сказанной в годовщину 11 сентября, Президент США Буш указал на причину слабой поддержки союзниками операций в Югославии и Ираке - в отличие от афганской операции, проходившей под прикрытием шокового ТВ-зрелища. Кто бы ни устроил авиатаран Международного Торгового Центра, главным результатом стала телевизионная картинка, превзошедшая всё предыдущее телевидение. 
Не позаботившись о ТВ-оформлении удара по Югославии, США столкнулись с протестами против предстоящей операции в Ираке: если есть увлекательный видеоряд, на протесты слабо обращают внимание. Телевидение всё в большей степени опирается на формулу Мальтуса: просвещать население, при этом внушая ему необходимость его сокращения, в том числе насильственного. Поэтому к событиям 11 сентября многие отнеслись спокойно, привыкнув к реальным смертям на телеэкранах: то есть, телевидение подготовило почву для массового мальтузианства. Но не всегда телевизионщики тут повинны - это зритель своими ожиданиями заставляет их начинать новостные выпуски со страшных сюжетов. И при этом телевидение должно еще оставаться искусством. Так, публичные казни нетелегеничны, потому и считаются дурным вкусом даже у той массы неудачников, которая подсознательно ждёт новостей о заказных убийствах: еще бы, освобождаются квартиры, места в переполненном транспорте, тюремных камерах и больничных палатах. Очень развито мальтузианство среди творческих работников, которые даже выступая в СМИ плохо скрывают удовлетворение гибелью более удачливых коллег (как, впрочем, и многие свидетели: рассказывают об убийстве или катастрофе, а у самих перед телекамерой улыбка до ушей) - причина в том, что в творческих кругах мало творцов и много бездарностей.
Восприимчивость зрительской аудитории к жестоким сюжетам определяется "экспонентой мальтузианства" (а не Гауссовым распределением в силу пиков экстремума), свойственного людям. Этой же экспоненте подвержены и рецензии на видеофильмы: чем жестче фильм, тем популярнее он в видеопрокате, как сфере близкой (по размеру экрана и условиям просмотра) к телевидению. В кинозалах иначе - туда ходят те, у кого мало проблем. Кинозрители - это те, кто в порядке; тем же, кому плохо, не до сказок - они выброшены из реальной жизни, поэтому, сидя перед телеэкраном, ждут катастроф, в результате которых, как им кажется благодаря тем же СМИ, освобождаются вакансии.
Понятливость Буша вызвана тем, что он - апологет смертной казни, пытающийся направить мальтузианство в конструктивное русло борьбы с преступностью. Собственно, Мальтус не изобрёл новую теорию (до него был, например, Уоллес, тоже священник), а лишь наукообразно переформулировал тезис "меньше народу - больше кислороду". Подсчитано, что если бы все страны достигли уровня производства США, для снабжения их ресурсами понадобилось бы три таких планеты, как Земля. Ситуация революционная и закономерно, что на Мальтуса ссылались социалисты Фурье, Прудон, Милль, Герцен, Чернышевский, даже Энгельс - каждый трактуя его в свою пользу. Но никто с тех пор не задумался: зачем Мальтусу понадобилось создавать свою теорию тогда, когда на Земле не ощущалось никакого перенаселения - он опубликовал свой "Опыт о законе народонаселения" в 1798 г., когда на планете проживало менее 1,5 млрд человек (против нынешних 6 млрд). А дело в том, что тогда же и там же (Англия, рубеж 18-19 вв.) начались волнения луддитов, ставшие первым бунтом против роботизации. Механизация эпохи Лудда, первым разрушившего станок - технологический примитив, но не больший, чем станки с ЧПУ: они не обладают машинным зрением и в этом смысле так же ограничены, как артель слепых сборщиков электрических выключателей. Но вот роботы с машинным зрением действительно сделают постепенно лишними большинство землян. Роботизация и её последствия - это не только фантазии Карела Чапека в пьесе "R.U.R.". Этап роботизации - автоматизация производства телевизоров и другой радиоэлектроники на основе цифровых элементов, оставившая не у дел армию высококвалифицированных телевизионных мастеров и радиомехаников по ремонту, чьи знания стали пригодны лишь для изготовления радиоуправляемых взрывателей, подслушивающих и подглядывающих устройств и других экстремальных вещей. То, как позаботиться о таких людях, и предложил Мальтус (с 1826 г. - иностранный почетный член Петербургской АН).
Американская элита не признаёт элиты других государств. Аналогично, столичным элитам не нужны будут региональные: чтобы охранять границы, добывать уголь, убирать урожай и т. д. достаточно будет роботов с машинным зрением. Но, поскольку роботы не смогут пройти тест Тьюринга, останется лишь одна элита - творческая (в том числе, научная). Поэтому творческим людям излишне быть мальтузианцами: роботы сами проведут естественный отбор - кому жить, а кому исчезнуть. Стругацкие уже высказались, что человек это промежуточное звено для создания рюмки коньяка с долькой лимона. Точно так же человек - это звено для создания заменяющих его роботов. Цель жизни, как известно, смерть: закономерным венцом эволюция человека станет момент, когда роботам для самовоспроизведения совсем не понадобятся люди.  А. П. Барсуков, журнал "ТКТ" № 11, 2002 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.