четверг, 2 августа 2018 г.

Гламурная сторона канализации

Её описал известный писатель:
«Женщины безвольно расслабляют плечи и туманят взор часто мерцающими ресницами, обозначая этим, что далее сопротивляться они не в силах. Тогда лейтенанты придают лицу хищное выражение всепоглощающей страсти и (задернув занавеску сзади шофера) смелым движением руки распахивают шубку; оттуда вздымаются теплые волны аромата, и руки безошибочно разбираются в складках платья, —  все имеет свой маршрут  —  жизнь, служба, любовь, везде свои накатанные дороги...
Но снаружи в автомобиль проникает зловоние. Оно отравляет воздух, перешибает теплые ароматы, и шофер резко ускоряет ход, обгоняя темно-красные цистерны ассенизационного обоза: Гельсингфорс пользуется покровом ночи и загородным шоссе также и для очистки города. Лейтенанты и дамы, не изменяя страстного выражения лица, стараются не замечать струи зловония, густой, как мед: есть вещи, замечать которые неприлично. Можно брать руками сокровенные части тела баронессы, но их нельзя назвать своими именами, хотя эти же слова произносятся перед сотней матросов вслух. Жена капитана первого ранга позволит проделать с ней такие вещи, от которых откажется проститутка, но она никогда не простит любовнику, если он выйдет от нее в уборную, не притворившись, что идет говорить по телефону: законы общества непреложны, и нельзя сворачивать с накатанных дорог.
Темно-красные цистерны, отравляя лунный пейзаж зловонием, катятся рядом с автомобилем, разбалтывая внутри себя сочные бифштексы, нежных розовых омаров, землянику, шоколад, зернистую икру, дорогое вино  —  как назывались все эти разнообразные вещи, недавно еще бывшие украшением ресторанного стола, а теперь неразличимо смешанные в мерзкую зловонную жижу. Старый замшелый финн сидит на цистерне, привычно вдыхая вонь и медленно прожевывая взятый из дому кусок хлеба. Лунный луч, переместившись, падает на его колени, и тогда ярко сверкают три звездочки на этикетке коньячной бутылки, подобранной в выгребной яме, —  бутылка, если ее вымыть, стоит пятнадцать пенни, одну седьмую часть его ночного заработка. Старик равнодушно смотрит на обгоняющие его автомобили: шоссе одно, одна дорога, одни и те же ухабы встряхивают роскошное содержимое его цистерны и бесшумных автомобилей...»
Леонид Соболев, «Капитальный ремонт»


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

РЕТРОСПЕКТИВА

DVD: инвестиционный потенциал информации и рекламы. Выставка "Безопасность-Экспо-97" прошла 16-20.06.97, а с ней в тандеме — международный конгресс "За безопасность предпринимательства". Слово "безопасность" актуализировал на пресс-конференции представитель ФАПСИ, сравнив масштаб влияния информационных систем на экономику с действием оружия массового поражения. Информационные ресурсы — орудие, позволяющее как подавить экономику, так и поднять ее. Борьба за обладание ими отразилась в такой теме выставки и конгресса, как взаимодействие государственных и частных охранно-сыскных служб. Оно складывается непросто ввиду взгляда государственно-бюрократического аппарата на доступ частного предпринимателя к конфиденциальной информации — русский срез мировой борьбы двух моделей экономического развития: германо-японской (развитие на базе закрытых финансово-промышленных групп) и англо-американской (открытый финансовый рынок). Так, в библиотеках США запросы читателя заносят в компьютерные БД, что позволяет анализировать, какие книги он читал последние десять лет, и, с учетом его наклонностей, посылать ему рекламные предложения. Сведения о клиентах хранятся в БД банков, страховых фондов, больниц, гостиниц и авиакомпаний. Сервер Службы социальной защиты (www.ssa.gov) хранит данные, предназначенные помочь гражданам США оперативно изучать свое финансовое состояние — число обращений к нему доходит до 75 тыс. в день.
В предыдущих статьях мы рассматривали конфликтные ситуации, возникающие вследствие нерегламентированного проникновения конфиденциальных данных из госсектора в частный. На практике здесь, как с легализацией проституции: законотворцы хоть и пользуют ее, а легализовать — никак. Так и с секретами: ФСБ пресекла широкомасштабную деятельность российско-американской фирмы "ИВП-Интернешнл" по добыванию разведсведений о важнейших отраслях экономики непосредственно из Федерального Собрания РФ. На ряде пресс-конференций сотрудники компетентных ведомств предостерегали, что фирмы на выставках анкетируют посетителей, неизвестно, в каких целях выявляя VIP. Рекламисты присваивают функции прежней госбезопасности: отделы кадров и даже "1 -е отделы". Ведь VIP по большому счету — это высшие чиновники и финансисты, от которых зависит принятие решений. Реклама для VIP — предложение не столько товаров и услуг, сколько производственных связей. И рекламу студий DVD лучше адресовать VIP: это реклама новых производственных связей и возможностей, которые обретет покупатель, приобретя такую студию.
Конечно, DVD в России внедряется адресно, но адресность напоминает рассказ, где листы из детектива дети разложили в почтовые ящики: каждый жилец, прочтя засунутую к нему страницу, пугался участи, описанной там. Мы с уважением относимся к инициативам московских интеграторов внедрять DVD, но их беда в том, что они опираются на стандартные БД, рассылая приглашения на свои презентации, казалось бы, заинтересованным фирмам. На выставке "Безопасность-Экспо-97" мы спросили о потенциях БД у человека из Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности "Оскордъ". Он сказал, что БД, существующие на рынке, редко отражают глубинные мотивы, да и ситуация у нас стремительно меняется, БД сразу устаревают и упор надо делать на каждодневную оперативную работу. Частным сыщикам помогает конкуренция между клиентами — на конгрессе даже был семинар "Деловая и конкурентная разведка". Так, среди видов деятельности "Парвус-Джерико" (московского представительства американской компании Parvus Company) — исследование потенциальных партнеров и поставщиков по всему миру, выявление потенциальных конкурентов — практически, субъектов адресной рекламы. Издательство Humtec Publisher представило на выставке практикум "Р-система: введение в экономический шпионаж", где есть главы "Организация розыска партнера", "Выбор рабочих кандидатур партнера", "Анализ рекламной деятельности объекта", "Анализ портфеля заказов" и, наконец, "Сбор компрометирующего материала".
Однако ввиду нюансов власти и законодательства РФ частные фирмы не всесильны. Но и госструктуре легально употребить конфиденциальные данные сложно — нет гармонизации законодательного и исполнительного механизмов. Причем законы легче "подтянуть", если бы возник исполнительный организационно-технический механизм. За этот, по сути, госзаказ борются поставщики таких механизмов: Internet, ГИС, СУБД и т. д. "Тендер" на операции с конфиденциальными данными хотят выиграть и идеологи рекламонесущих DVD, выдвинув лозунг: "Главное в экономике конца XX века — реклама, а в ней — адресная, а в ней — спецслужбы".
Есть порог цен на товары, за которым выгодна адресная реклама. Рекламисты изучают этот порог в связи с социальным расслоением, углубляющимся во всем мире. По данным Статуправления США, с 1980 г. доходы богатейших 20% янки выросли на 1/5, а доходы среднего класса упали. К 2005 г. богачи США будут контролировать 60% денежной массы. Этот процент рос все 80 лет после 1917 г., когда Октябрьская революция напугала богатеев — однако теперь они не боятся участи царя Николая II: мы убедились в способности олигархии защититься от бунта, увидев оснащение, представленное на выставке "Безопасность-Экспо-97". Можно повышать благосостояние смело: те же 20% богачей обеспечивают 54% продаж новых автомашин в отличие от 40% продаж в 60-е годы. Средние цены на автомобили в 90-егоды выросли на 22%, а на домашние аудивидеосистемы с "наворотами" доходят до $25000 — вот и портрет рынка DVD-плейеров. Для рекламы, адресованной сибариту, лучшее средство — рекламные вставки в фильмы на DVD. По крайней мере, демонстрационные диски, виденные нами, предлагают полный "эффект присутствия" для рекламы роскошных лимузинов, лучших курортов с девицами в бикини и, на худой конец, вибромассажера "America Star".
Конгресс поднял еще одну тему. Как известно, руководство РФ хочет отменить институт уполномоченных банков как раз ради экономической безопасности: эти банки скорее транжирили деньги, чем инвестировали. Ставка сделана на ПИФ — паевые инвестиционные фонды. В США ПИФ за 20 лет аккумулировали 60% личных сбережений. ПИФ — не юридическое лицо, а имущественный комплекс, передаваемый инвесторами в доверительное управление юридическому лицу — управляющей компании. Права собственности на имущество в соответствии с ГК РФ сохраняются за инвесторами, не переходя к доверительному управляющему. По закону имущество и его прирост, полученный в процессе доверительного управления, налогом на прибыль не облагаются. В ПИФ налог взимается только при реализации паев инвесторами фонда: для граждан — подоходный налог, для юридических лиц — налог на прибыль. Так исключается двойное налогообложение.
Но злосчастные уполномоченные банки все же инвестировали в культуру, хотя и варварски, давая миллионы долларов на гастроли и выставки "звезд", а также телевидению во время выборов. Большинство этих денег исчезло, но что-то перепало производству. Не будучи же уполномоченными, банки лишатся шальных денег, и приток денег в культурные проекты уменьшится. Среди оставшихся источников основным для культуры будет реклама: так, для СМИ реклама является распределенным инвестором. С наибольшим КПД рекламный доход работает в печатных СМИ, где рекламоноситель материален и подконтролен. В электронных СМИ, где рекламоноситель — эфир, рекламные деньги "дематериализуются". Если же материализовать эфир в дисках DVD, можно обратить рекламные ресурсы в инвестиционный фонд. Для DVDнадо аккумулировать $10 млрд. Обоснованность этой цифры в осознании факта, что "домашний DVD-театр" — привилегия богача. Доверительный управляющий, учитывая, что он должен оперировать конфиденциальной информацией об этих богачах, в идеале — одна из спецслужб. Но госучреждению не разрешено управлять ПИФ, только коммерческой организации, причем в исключительном порядке — даже банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг не имеют права на "совместительство" (но банки и кредитные учреждения в иерархии ПИФ могут быть агентами по размещению выкупа паев, и им доверено непосредственное общение с инвесторами). И вырисовывается цепочка "госбезопасность — частная охранная служба — ПИФ". На Всемирном экономическом форуме в Давосе директор ФСБ Н. Ковалев известил лидеров мирового бизнеса, что ФСБ РФ создает специальное подразделение для защиты правительственных инвестиционных программ. А на конгрессе "За безопасность предпринимательства" состоялся семинар "Обеспечение безопасности и защита прав иностранных инвесторов в России". Поэтому переход генералов КГБ сначала в частную охрану, а затем в ПИФ — логичная процедура. К сожалению, личные связи между структурами, эти своего рода "неуставные отношения", — элемент "теневой" экономики: неподотчетная интеллектуальная собственность. Но "неуставные отношения" в нынешней ситуации важны при "возвращении долгов" — сегодня это одна из основных функций частных сыскных фирм.
Конечно, мало что говорится открытым текстом. Сотрудник одной сыскной фирмы сразу застраховался: "...если нам закажут выбивать из рекламодателя деньги на основе добытого нами компромата, мы заказ не примем". Но сказал это так четко и быстро, что понятно — подобный вариант просчитывался. Действуют, конечно, экономическими методами — предлагают варианты взаиморасчетов, расчет товарами, арбитраж. Но уж слишком подчеркивается, что "максимум деликатности и абсолютно на законных основаниях". Понятие "возврат долгов" емкое: в итоге можно дойти до идеи: деньги банкиров — это прокрученные через сотни счетов невыплаченные трудодни колхозников. Наконец, чем отличается выбивание долгов от выбивания рекламы: согласно примитивной логике богатую рекламу дают из теневых излишков. Есть объективная реальность: многие спонсоры и рекламодатели не захотят добровольно инвестировать в DVD- производство. Но непосредственно госструктуры не будут принуждать кого-либо.
Тем более, государство уже создает фондовый механизм через ФАПСИ в рамках единого криптографического пространства РФ: система "Деловая сеть России" — телекоммуникационная основа фонда "Российские финансовые и фондовые телекоммуникации" — некоммерческой организации, осуществляющей телекоммуникационное обслуживание участников финансового и фондового рынка России, в том числе субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении финансовых операций, совершении операций на рынке ценных бумаг, а также по обмену информацией на условиях конфиденциальности, платности и ответственности перед клиентами (приоритетные качества адресной рекламы). ФАПСИ создает БД "Деловые партнеры": подробные сведения о 200 тыс. западных фирм и 200 тыс. предприятий на территории бывшего СССР; банк коммерческих предложений. Данные активно пополняются и проверяются, информация подробно структурирована, кодировка по международной Гармонизированной системе.
Версию "хозрасчета" ГАС "Выборы" выдвинул журнал "Совместимость и качество" (хорошо знающий эту систему), рассказав в № 4 за 1996 г., как в Сингапуре в любом отделе регистрации браков по компьютеру можно за $12 узнать, не женат ли партнер, и добавив : "Хочется верить, что в скором времени новая информационная система ГАС "Выборы" станет добрым помощником российских девушек". Конечно, юмор, но не только. Правовая основа создания и развития сетей связи двойного назначения — закон "О связи", по которому связь для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается подразделениями связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. И им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи в интересах ведомственных, народнохозяйственных и коммерческих потребителей. Работы в области двойных технологий форсировало постановление Совмина — Правительства РФ № 627 от 30.06.93. По поручению Президента РФ № 211 от 19.04.95 разработана "Концепция новой государственной политики информатизации России, основанной на приоритетном развитии передовых информационных технологий и средств информатизации двойного назначения".
Здесь и кроется правовой пробел, обусловивший нужду в ПИФ для DVD. Законы не имеют "обратной силы" в том смысле, что если, скажем, в интересах рекламодателей можно использовать спецсети, то в интересах государства привлечь деньги рекламодателей проблематично — приходится ждать "нештатных ситуаций", требующих, например, внедрения в криминальную среду. Имиджевая реклама и спонсорство — это часто 1-я, 2-я, 3-я, пусть 100-я, но все равно производная от криминальных денег, что дает основание спецслужбам заняться рекламой — в режиме "внедрения". А. П. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ", 1997, № 9

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.