суббота, 25 августа 2018 г.

Новое законодательство о «капитализации» интеллектуальной собственности

Гармонизация национальных законодательств об интеллектуальной собственности — ближайшая цель Международного Сообщества.
Еще лет 10 назад на это закрывали глаза — в условиях существования глухого барьера между двумя системами нарушение авторских прав по сравнению с тем, что творилось, было не самой большой бедой. Сейчас ситуация полностью иная, и она такова, что Большой Бизнес высокоразвитых стран несет многомиллиардные убытки оттого, что в странах 2-й и ниже категорий происходит тотальное расхищение наиболее ценной формы собственности — интеллектуальной (см. «Приложение I» в конце статьи). Буквально в последние годы убытки Большого Бизнеса достигли критической величины, поэтому предпринят ряд мер, следствием которых для нашего государства стало принятие пакета законов об интеллектуальной собственности (иначе говоря, об ужесточении охраны авторских прав на произведения литературы и искусства, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). Однако у специалистов, серьезно занимающихся данной проблемой, нет ни малейшего сомнения в том, что, если эти достаточно совершенные законы не будут на местах исполняться, то Большой Бизнес найдет способ сделать возможными определенные карательные мероприятия. Во всяком случае мы имели возможность убедиться во всемогуществе делового мира, под давлением которого принят «Закон об изобретениях в СССР», отменивший систему авторских свидетельств, систему, на которой, начиная с 1931 г.* базировалась вся экономическая мощь Советского Союза, поскольку госсобственностью автоматически становилось все, что изобретали научно-технические специалисты. Систему, узаконившую под видом госпротекционизма промышленный шпионаж,— например, около 60 % выпускаемых нашей промышленностью лекарств делались на основе «заимствованных» зарубежных патентов, что и привело к деградации нашей собственной фармацевтики.
* В 1931 г. был отменен принятый в 1923 г. в Советской России прогрессивный патентный закон и была введена система авторских свидетельств, по которой любое советское предприятие могло реализовать изобретение без всяких предварительных условий.
В новом «Законе об изобретениях в СССР» по возможности были учтены (и даже усовершенствованы) положения зарубежного патентного права, согласованные во всем мире в преддверии заключения международного соглашения о. гармонизации патентных обязательств в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), объединяющей 126 стран. Учитывая, что похожая ситуация и с подписанием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, можно сделать обобщение, из которого следует, что в мире происходят глобальные изменения в сторону усиления значимости личностных возможностей человека. Поэтому журнал «Техника кино и телевидения» считает, что окажет своим читателям (как научно-техническим специалистам, так и творческим работникам) практическую помощь, если ознакомит их с информацией по конференции «Патентное законодательство как фактор стимулирования инновационной деятельности и развития конкуренции» (Москва, 1-4 октября, 1991 г.). Организаторы конференции — Союз инновационных предприятий СССР и Государственное патентное ведомство СССР (бывшей Госкомизобретений).
Роль промышленной собственности в организации инновационного процесса (Пимошенко Ю. П., Первый зам. Председателя Инносоюза СССР).
Промышленная собственность — определение, идентифицирующее ту составляющую интеллектуальной собственности, которая является частью производственного цикла в промышленности (изобретение, рацпредложение, ноу-хау и т. п.). Это имущественная ценность, под которую, например, можно взять банковский кредит. Таким образом, на ее основе складывается инновационная инфраструктура, как промежуточная между наукой и производством.
Главная особенность нового законодательства в том, что изобретатель становится не просто «хорошим парнем», а собственником, получая на руки капитал, документально оформленный в виде патента, который может считаться, например, как часть уставного капитала при вхождении в дело. Поэтому при подготовке Закона самые ожесточенные споры велись вокруг Статьи 4 — о патентообладателе. В конце концов остановились на предельно демократичной формулировке, дающей широкие права самому автору-изобретателю. В статье записано, что патент прежде всего выдается самому автору изобретения. Он является первым владельцем своей идеи. Конечно, он может передать права на владение изобретением другому юридическому или физическому лицу, но это должно быть зафиксировано в специальном заявлении, которое подается в Госпатент. В нем автор должен четко указать, кому он хочет передать права. И, конечно же, наследники автора изобретения также имеют права на патентообладание.
Очень много споров шло вокруг прав предприятия, на котором работает автор изобретения (т. н. «служебное изобретение» — формулировка, часто используемая для волюнтаристского отчуждения изобретения от автора). Здесь пришли к трудному соглашению, что патент может быть выдан предприятию, но только в том случае, если между предприятием и автором был заключен специальный договор (например, вплоть до того, что автор обязуется передать предприятию права на изобретения, сделанные не только за период работы на предприятии, но и спустя год или три года после увольнения — а что делать: зачастую у автора нет иного выхода). Договор заключается при получении автором задания от предприятия, при выполнении которого впоследствии и было создано изобретение. И, если в этом договоре специально оговаривается, что права на рождение при выполнении этой работы изобретение будут принадлежать предприятию, то оно вправе получить патент. Но при этом оно должно взять на себя дополнительные обязательства, связанные с материальным поощрением автора, с созданием для него благоприятных условий социального и материального характера, которые предприятие должно выполнить вне зависимости от того, будет рождено изобретение или нет. К тому же, если патент выдан на имя предприятия, автор изобретения имеет право использовать его в своей работе. Он может даже организовать свое собственное производство и независимо от предприятия производить продукт, который он изобрел.
Однако, если договор между автором и предприятием не заключался и патент выдается автору, как и предусмотрено в начале Статьи 4, то работодатель-предприятие может использовать это изобретение в собственном производстве. Часто возникают ситуации, когда речь идет о небольшой детали какого-то агрегата. И, если автор не разрешает использование своего изобретения, не останавливать же из-за этого производство всего агрегата! В этом случае предприятие вправе договориться с автором о выплате вознаграждения, но автор не вправе запретить использовать его изобретение — в Статье 4 есть такая оговорка.
Но в целом, только патентообладатель имеет исключительное право на использование изобретения, и никто не может использовать изобретение без согласия патентообладателя. А согласие патентообладателя — это лицензионный договор, заключаемый с ним, в котором определены границы и объемы использования изобретения. Новый закон прямо говорит о том, что все отношения между изобретателем и производителем должны строиться на договорных началах. Закон четко оговаривает, что все участники процесса рождения изобретения, его регистрации, внедрения и реализации берут на себя определенные обязательства, которые фиксируются в соответствующих договорах.
Статья под названием «Государственное стимулирование использования изобретения» подразумевает, что прибыль и валютная выручка от использования изобретения в собственном производстве или от продажи на него лицензии не облагаются налогом в течение пяти лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии в пределах срока действия патента. Также в течение пяти лет не облагается налогом прибыль и валютная выручка от использования изобретения в результате покупки лицензии.
Закон снимает все ограничения с размеров вознаграждения, выплачиваемого изобретателю. Впервые официально признается, что изобретение — это товар, предлагаемый на рынке, и о его цене договариваются патентовладелец и покупатель, желающий использовать изобретение. Даже от тех изобретений, которые автор добровольно передаст государству его вознаграждение не может быть меньше 20 % от выручки с продажи на них лицензий и не менее 15 % от прибыли с реализации самого изобретения.
Выбор инновационной стратегии использования изобретений (Яковец Ю. В., Академия народного хозяйства при Кабинете Министров СССР).
Можно сформулировать четыре теоремы по инновации, понимание которых каждому предпринимателю подскажет наиболее перспективные направления деятельности:
Теорема 1. Ключ к выходу из экономического кризиса — в преодолении технологического кризиса путем освоения на крупных изобретениях кластеро-базисных инноваций, обеспечивающих переход к новым поколениям науки и новым поколениям техники.
Доказательство от противного: социальные и экономические реформы (приватизация, рынок и т. д.) давно уже произошли в развитых странах, однако там периодически происходят кризисы, аналогичные нашему,— США, 30-е годы, Западная Европа, 70-е годы.
Теорема 2. Технологический прорыв начинается и наиболее быстро разворачивается в сфере потребительского рынка (удовлетворение насущных потребностей человека) — сфере наиболее устойчивой даже в условиях кризиса.
Доказательство: Япония после разрухи пошла по этому пути и сейчас основную технологическую ренту получает от потребительской сферы (видеомагнитофоны, автомобили и т.д.).
В наших условиях предлагается «стратегия лазерного луча» — произвести инвентаризацию разработок, выбрать наиболее эффективные для внедрения в потребительской сфере и начать прорыв на локальных участках.
Теорема 3. Для осуществления технологического прорыва необходимо вхождение в мировую экономику на базе мирового фонда изобретений и ноу-хау, с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность и патентную защиту нашей продукции.
Для этого необходимо классифицировать наш инновационный фонд на три категории:
а) та небольшая часть патентов, с которыми можно выходить на мировой рынок;
б) перспективные разработки;
в) сфера, где мы являемся чистыми потребителями патентов.
Теорема 4. Осуществить новую инновационную стратегию можно лишь сложив три составляющих: рынок, государственную поддержку, инициативу новаторов.
Доказательство от противного: каждая из них по отдельности эффекта не дает.
Перспективы развития инновационной деятельности в России (Лебедев Ю. А., Председатель Российского инновационного совета. Народный депутат РСФСР).
Инновационная деятельность в России будет опираться на созданный республиканский инновационный фонд и создаваемые региональные инновационные фонды. Главное в системе инновационных фондов — активизация омертвленной доныне государственной собственности. Постановлением Правительства России, Республиканскому инновационному фонду, который учрежден от имени Правительства России Комитетом по государственному имуществу и Минфином РСФСР, делегированы полномочия выступать гарантом от имени Правительства России, опираясь на собственность России, которая управляется учредителем Фонда — Комитетом по госимуществу.
Впервые введено понятие «ипотека» — залог. Хотя залогового законодательства у нас еще нет, тем не менее работать надо, поэтому реальная госсобственность в виде увеличения уставного фонда Республиканского иннофонда передается в ведение последнего Комитетом по госимуществу. Это серьезное страховое обоснование инновационной деятельности.
В отличие от ГКНТ СССР, Россия и Республиканский иннофонд пока не финансируют государственные инновационные программы в прежнем смысле, а внедряют рыночный механизм, выступая гарантом перед банками, которые используют льготные государственные кредитные ресурсы Центрального банка для выдачи кредитов под государственные республиканские инновационные программы. В такой программе может участвовать целая цепочка предприятий с любой формой собственности. Программа получает юридическое лицо, полномочия от имени Правительства, Государственный герб, гарантию под кредитование программы (до 200-600 млн. руб.). На начало октября 1991 г. было уже принято 16 таких программ и более 20 находилось в стадии рассмотрения.
Особенность участия в программе — все ее участники платят свои федеральные налоги не в республиканский госбюджет, а в Республиканский иннофонд. Соответственно, региональные иннофонды будут опираться на местные налоги от предприятий, участвующих в региональных программах. Это очень ценная возможность для малых предприятий — получить льготное кредитование под свои небольшие инновационные программы. Причем оптимальнее всего «запустить» сразу 10-15 программ, с расчетом, что даже если 2/3 из них не состоятся, остальные программы будут иметь больше шансов дать хорошие дивиденды. Причем по законам РСФСР возврат кредитов происходит из прибыли, не облагаемой налогом, что позволит не допустить спада активности программы.
Государственная собственность, как средство страхования инновационных программ, уже нашла полное понимание западных бизнесменов, в странах где есть залоговые законодательства. Теперь у них есть прямой стимул инвестировать наши инновационные программы, тем более, что введение патентной системы гарантирует защиту их прав на участие в прибылях. Кстати, на Западе инновационная система также существует, правда в виде специальных фондов («ТКТ» уже рассказывал об этой системе и о таких фондах в № 12, 1990 г., с. 41-42).
Если же прогнозировать конкретную. прибыль с наших инновационных программ, то, например, есть все основания ожидать доход в несколько миллионов долларов от внедрения за рубежом наших очень мощных разработок по защите окружающей среды и очистке водного бассейна.
Специфика правовой охраны промышленных образцов в условиях перехода к рыночным отношениям (Селяков В. А., начальник отдела промышленных образцов Госпатента СССР).
Какими бы ни были специфические различия Законов об интеллектуальной собственности, в основе их лежит одно — исключительное право автора на все, что связано с его творением. Такая постановка вопроса облегчает понимание всего комплекса подобных законов и дает дополнительные возможности в их толковании при защите своих прав. Так, например, параллелизм правовой инфраструктуры Законов об изобретениях и о промышленных образцах позволяет главного героя Закона о промышленных образцах назвать изобретателем внешнего вида изделия (в том случае, если это выгоднее, разумеется). Такая ситуация, с другой стороны объясняется и некоторой нечеткостью формулировок — так, в Законе нет прямого определения того, что же считать изобретением. Есть только косвенные признаки: это новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Здесь законодатели пошли по пути большинства стран мира — ведь самое совершенное определение изобретения всегда останется я большой степени условным. 
Точно так же, нет и научного определения промышленного образца, а есть три условия возникновения его охраны: это новизна, оригинальность и промышленная применимость. С точки зрения судебной практики, собственно условиями возникновения охраны правильнее считать два первых, а промышленная приемлемость — это скорее условие, мотивирующее предъявление претензий к нарушителю. Критерии же оригинальности возникают из требований технической эстетики и экспертиза из оценочной становится проверочный — а это принципиальный момент в судебной процедуре.
То есть, наступила качественно новая эпоха — творческое осмысление законов. Строго говоря. Основы гражданского законодательства СССР и республик обеспечивают и охрану авторского права, и права на изобретение, и права на промышленный образец. Формально это уже дает право на основе патента охранять изделие, эстетическая ценность которого связана с уникальностью. Но вот в международной практике есть вербальный судебный тезис, определяющий, что произведение искусства должно иметь более 50 копий и лишь тогда это считается серийным производством и может охраняться патентом. Но ведь еще есть и такая категория произведений как «народный промысел», эстетическая ценность которых связана в основном с их своеобразием, с авторским почерком — и тогда копирование десятками экземпляров превращается в то, что искусствоведы называют «кич», охрана которого патентом по критерию промышленной применимости просто никому не нужна. В то же время важно, что объектом охраны теперь могут считаться художественные решения с ослабленной функцией: графический дизайн, изделия легкой промышленности, ювелирные изделия и т. п.
Наиболее существенный момент правовой охраны — экспертиза, на которую сам автор может представить теперь словесно зафиксированные существенные признаки своего произведения, нуждающегося в охране. Представление существенных признаков означает, что не нужно добиваться охраны всего внешнего вида (которую легко обойти, изменив несущественные признаки). Изменить же существенные признаки изделия (промышленного образца изобретения и т.д.) в состоянии только профессионал (а не кооперативная артель, скажем), а это очень дорого и овчинка может не стоить выделки. Существенными признаками могут обладать, например, данные, полученные с помощью высоких технологий (космическая съемка месторождений полезных ископаемых), графические легенды, выражающие специальную информацию.
Проблемы патентного образования в новых экономических условиях (Кулагин А. С., ректор Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации кадров в области промышленной собственности).
Новая правовая ситуация характеризуется интереснейшими экономическими метаморфозами: еще вчера предприятие получало гигантские прибыли, беззаботно используя чьи-то изобретения, а сегодня совершенно некстати у него со счета в качестве штрафов в пользу патентовладельцев может быть снят целый миллион за нарушение прав изобретателей, получивших патенты (или обменяв на них свои авторские свидетельства) в соответствии с новым законодательством. Этот пример говорит о том, что поскольку в экономической среде государства возникают качественно новые, причем многочисленные и мощные финансовые потоки, то должны появиться и специалисты, регулирующие все эти процессы. За рубежом специалисты подобного профиля — весьма обеспеченные люди, у нас эти специалисты тоже довольно быстро разбогатеют, причем опять же принципиально новым моментом для нас является то, что этими богатыми людьми могут стать только выпускники технических ВУЗов.
Одна из таких профессий — патентный поверенный. Смысл этой профессии в патентном бизнесе раскрывает значение слова поверенный — это сторона договора поручения. Поручение — это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (приобрести имущество, произвести платежи). Таким образом, для совершения сделок с такой специфической имущественной ценностью, как патент, поверенный должен обладать помимо специального технического еще и специальным юридическим образованиями. Таких специалистов в СССР очень мало, потребность в них уже большая (предполагается, что в ближайшее время их понадобится 20 тысяч) и некоторые кооперативы уже зарабатывают неплохие деньги, подготавливая и сертифицируя патентных поверенных.
ВИППК предлагает свои услуги — на базе высшего технического образования в соответствии с международным сертификатом патентного поверенного за 6 месяцев дает юридические знания, плюс знания двух языков (стоимость подготовки — 16-20 тыс. руб.). Для контактов по этому вопросу:
Маршак А. Л., проректор ВИППК;
Охотский Е. В., зав. учебным отделом ВИППК;
Шокина Л. И., доцент ВИИПК.
О некоторых аспектах организации патентного суда СССР и судопроизводства по патентным вопросам (Песоцкий И. П., начальник Отдела правового обеспечения промышленной собственности).
Сначала зарубежная, а затем и наша собственная практика показали, что судебные споры по авторским правам (в число которых входят и патентные права) в обычных судах разрешать — дело малопродуктивное. Безусловно, необходимы специализированные правоохранительные структуры и в качестве одной из них предложена схема патентного суда. Иерархия такова: Председатель, первый заместитель и заместители Председателя, председатели судебных коллегий, члены патентного суда. Действующие органы: Пленум Патентного суда СССР; судебные коллегии по делам о выдаче патентов; судебные коллегии по делам о действительности патентов и правам патентообладателей; судебные коллегии по делам о товарных знаках; судебные коллегии по проверке законности и обоснованности решений. Председатель Патентного суда СССР назначается по представлению Президента Верховным Советом СССР и утверждается Съездом народных депутатов СССР. Судьи патентного суда избираются бессрочно и должны иметь техническое или юридическое образование.
Охрана изобретений в условиях перехода к рыночной экономике (Корчагин А. Д., директор Всесоюзного НИИ государственной патентной экспертизы).
Все, о чем рассказывал А. Д. Корчагин, носило предельно конкретный характер ноу-хау и было сконцентрировано на одной теме: помочь изобретателю правильно оформить патент и пользоваться им с максимальной выгодой. Вот, например, какими могут быть взаимоотношения между соавторами, как следует из его выступления: «Обладателями одного патента могут быть несколько лиц, которые должны заключить между собой договор, о том, как будет использоваться патент. Если же по каким-либо причинам этот договор не заключен, то каждый из них может пользоваться патентом в своем собственном предприятии, но переуступить на него права без согласия других не может».
Корчагин перечислил множество конкретных ситуаций и частностей, приводить которые на страницах журнала нет смысла — будет лучше обозначить их примерный перечень, чтобы читатели знали, по каким вопросам им следует обращаться во ВНИИГПЭ: кто может быть патентообладателем и как им может стать директор предприятия; каков порядок получения патента, обмена на него авторского свидетельства, выплаты пошлины; все особенности получения вознаграждения и разрешения при этом спорных вопросов; как переуступить права; какие существуют подзаконные акты и нормативные документы; как заключается договор и оформляется заявка; как быть с грифом «ДСП»; как выгоднее составить «легенду» — описание патента и т. д.
Примеры организаций, проводящих операции с интеллектуальной собственностью.
I. Всесоюзная ассоциация малых научных фирм патентных и посреднических услуг и работ. Территориальные малые научные фирмы патентных и посреднических услуг и работ:
- проводят консультации и участвуют в выявлении патентоспособных технических решений, организуют и проводят их экспериментальную проверку, оформляют заявки и участвуют в устранении разногласий, возникающих в процессе их рассмотрения;
- проводят технико-экономические и конъюнктурные обоснования и прогнозы использования новейших образцов техники и технологий, проверку на патентную чистоту объектов производства и экспорта;
- подготавливают материалы по продаже лицензий за рубеж, приобретают лицензии на технические достижения, организуют их использование;
- проводят работы по подготовке патентования технических- новшеств за рубежом, реализации и приобретения ноу-хау.
2. Центр услуг в области охраны и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности Союза инновационных предприятий СССР:
- выявление изобретений, составление по ним в соответствии с новыми требованиями заявок на получение патента; оформление заявок на промышленный образец, товарный знак; оказание помощи по подготовке ответов на запрос государственной экспертизы;
- проведение патентных и конъюнктурных исследований для оценки технического уровня и конкурентоспособности предлагаемого к экспорту товара, определение емкости рынка (отечественного и зарубежного) для определения путей и форм реализации разработок;
- проверка патентной чистоты объектов техники;
- проведение работ по подготовке материалов по патентованию изобретений за рубежом и по продаже лицензий на использование их у нас и за рубежом;
- ускоренная разработка и внедрение новых разработок и технологий, потенциально обеспечивающих высокую прибыльность; финансирование отдельных разработок, создание ВТК, малых и венчурных предприятий, СП.
3. Ассоциация по патентно-лицензионной и инновационной деятельности «ПЛИС». Помощь в подготовке юридических документов:
- соглашения о намерениях, о конфиденциальности, опционное, агентское;
- примерный договор об уступке работником предприятия предприятию прав на получение патента;
- договор об уступке права по заявке на выдачу патента;
- договор об уступке патента;
- лицензионное соглашение об уступке исключительной лицензии на изобретение;
- лицензионное соглашение об уступке неисключительной лицензии на изобретение;
- лицензионное соглашение о передаче ноу-хау;
- лицензионное соглашение на переуступку товарного знака;
- договор на оказание услуг типа инжиниринг;
- договор на продажу программных средств.
Из зарубежного опыта бизнеса на интеллектуальной собственности.
Фирма «Менеджмент рекрутэрс интернэшнл» (МРИ) — крупнейшая в США и в мире компания по поиску и найму высококвалифицированных служащих. Создана в 1965 г. как одно из многочисленных бюро по трудоустройству, за комиссионные подыскивая места нуждающимся. Затем перешла на заказы от работодателей, плативших за подысканных специалистов — чем выше квалификация специалиста, тем больше получала МРИ. С 1977 г., задавшись целью в общенациональном масштабе стимулировать кадровую политику, МРИ ведет непрерывный поиск специалистов во всех отраслях, целенаправленную «охоту» за головами. Расчет с заказчиком — «по факту», т. е. заказчика совершенно не должно волновать, сколько сил убьет МРИ на то, чтобы перебрать десятки кандидатов, прежде чем предложить подходящего. Сейчас основная деятельность МРИ сориентирована на подбор сразу целых штатов сотрудников для новых фирм. По США раскидано 600 представительств МРИ (фирма продает лицензии на открытие филиала, причем соискатель лицензии проходит серьезнейшую проверку). В досье МРИ данные почти о миллионе специалистов, при необходимости запрашиваются другие банки данных, например, университетов, где собраны сведения о 15 млн. специалистов.
Всего в США около 15 тыс. компаний по поиску и найму, многие из которых узко специализированы. МРИ — наиболее мощная, ее годовой доход составляет 221 млн. долларов. Работодатель перечисляет МРИ треть годовой зарплаты найденного ею специалиста.
Приложение 1. Данные «Юнайтед Стейтс индастриал аутлук 1991», наглядно показывающие, как в сфере материального производства образуется застой вследствие правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
«Что касается видеокассет, то в 1989 г. их прокат в США лишь незначительно превысил уровень 1988 г., тогда как в 1981-1988 гг. он отличался большой активностью. Продажи этих изделий также были вялыми, в связи с низким объемом реализации видеомагнитофонов. Тем не менее, по оценке специалистов, прокат и продажи видеокассет останутся в ближайшие годы на уровне 10-млрд. долл.
В 1989 г. поступления американских оптовых фирм от продаж видеокассет оценивались в 5,3 млрд. долл., что на 379 % больше, чем в 1984 г. Объем розничных сделок с видеокассетами в 1989 г. практически остался на уровне предыдущего года — 10 млрд. долл. Из этой суммы 6,7 млрд. приходилось на прокат видеокассет, а 3,4 млрд.— на их продажи, которые возросли по сравнению с 1988 г. на 14,5 %. Промышленные закупки чистых видеокассет в 1989 г. увеличились на 11 %, впервые превысив 500 млн. шт. В указанном году, как и ранее, отмечалось сокращение сбыта видеокассет формата Beta; соотношение между продажами видеокассет VHS и Beta было равно 97:3 против 84:16 в 1985 г.
Наблюдаемые в последние годы вялые продажи видеокассет объясняются рядом причин, в частности, исчезновением многих мелких магазинов по их продаже, обусловленным процессами концентрации капитала в сфере розничной торговли. Кроме того, как правило, .владельцы видеомагнитофонов после первого года пользования ими берут кассеты напрокат реже, а в группе лиц, впервые приобретающих эту аппаратуру, растет удельный вес лиц старше 50 лет, не являющихся частыми посетителями пунктов проката.
Основными поставщиками видеокассет в пункты проката продолжают оставаться фирмы оптовой торговли, а киностудии и независимые поставщики расширяют прямые продажи этих изделий неспециализированным магазинам, в частности супермаркетам и аптекам.
В 1991 г. доходы от проката и продаж видеокассет в США возрастут, согласно прогнозу, на 4 %. Расширение их сбыта в значительной степени будет зависеть от предоставляемых покупателям скидок. В первой половине 90-х годов ожидается более умеренный, чем в предыдущие 10 лет рост проката и продаж этих изделий (в 1991-1993 гг. он составит примерно 6 % в год). Значительное расширение продаж и проката видеокассет в будущем связывают с появлением нового, более качественного видеооборудования, использующего преимущества цифровой технологии и волоконно-оптической связи.
Объем продаж видеокассет американского производства за границей в немалой степени будет зависеть от эффективности предпринимаемых правительством США мер по борьбе с «пиратской» деятельностью в этой области (выделено автором). США также заинтересованы в либерализации торговли аудио- и видеокассетами в рамках ГАТТ.
Для сравнения можно отметить, что в Западной Европе поступления от проката и продаж видеокассет оценивались в 1989 г. в 3,5-4 млрд. долл. Ведущее место по объему проката видеокассет в этом регионе занимала Великобритания — 1,3 млрд. долл.; в ФРГ затраты потребителей на данные цели были равны (млн. долл.) 700, в Испании — 425, Франции и Италии — по 300. («БИКИ» № 103 (6773), 27.08.91 г.)
Комментарий. Таким образом, фактор насыщения внутреннего рынка США и других развитых стран оказывает заметное сдерживающее влияние на рост прибылей индустрии производства и сбыта видеокассет, и, как одно из следствий — уменьшение прибылей киноиндустрии. Настоящее же освоение внешних рынков может начаться лишь с подавлением «пиратства» в соответствующих странах. История же подсказывает немало примеров из предыдущих десятилетий, как в аналогичных ситуациях, когда что-то сдерживало рост сверхприбылей Большого Бизнеса, это «что-то» ликвидировалось «хирургическим вмешательством».
Однако, как известно, палка — о двух концах: например, специфика ситуации на телевидеорынке СССР такова, что ужесточение режима правовой охраны интеллектуальной собственности уже приводит к падению спроса на телевизионное и коммуникационное оборудование, обеспечивавшее ранее сверхприбыли за счет «пиратства». Зарубежные поставщики такого оборудования на внутренний рынок СССР теперь смогут себе облегчить торговлю лишь в том случае, если будут «комплектовать» технику лицензиями на право коммерческого использования какой-либо видеопродукции или программ спутникового ТВ. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 1, 1992 г. 


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.