среда, 8 августа 2018 г.

Документация к оборудованию — либо суд, тюрьма, Сибирь

РИГ «Фантазия» провела конференцию «Пользователи и документация». Главный вывод: сформировавшийся рынок оборудования начал помогать правоохранительным органам добиваться соблюдения действующего законодательства РФ.
Типичный пример из жизни: несколько фирм предлагают видеопроекторы, примерно одинаковые по цене, параметрам, гарантиям и т. п. На чем остановит выбор покупатель? Вероятнее всего, на проекторе, к которому прилагается наиболее понятная и убедительная документация, аргументированно убеждающая покупателя в том, что во время эксплуатации именно этой модели у него не возникнет ни малейших проблем. Как показывает практика, необходимые убедительные аргументы трудно найти где-либо, кроме заводской документации на изделие — по одной простой причине: в основе ее лежит ТЗ (техническое задание), в соответствии с которым в дальнейшем производится сертификация изделия по стандартам ISO. А основной смысл стандартов ISO — «покупатель всегда прав».
Получается, что лучше всего было бы сделать перевод заводской документации и взять из него для сопроводительной документации то, что необходимо знать покупателю. Мало того: российскому покупателю, потому что существует такое понятие, как локализация продукта, в рамках которой между фирмой-изготовителем и ее официальным зарубежным торговым представителем детально обговаривается все (вплоть до глоссария терминологии), что должно войти в русскоязычный вариант документации. И когда некоторые наши фирмы просто-напросто берут и делают на 2-3 страничках адаптированную инструкцию, они (если это не было согласовано с фирмой-производителем) нарушают законодательство о защите интеллектуальной собственности. Впрочем, что там «интеллектуальная собственность» или «права потребителей». Дело можно представить гораздо проще: если на выставочном стенде лежит документация к оборудованию только на иностранном языке, то ее не смогут прочесть здесь же на выставке граждане России, не владеющие данным иностранным языком, а это уже дискриминация по языковому признаку: ст. 136 Уголовного кодекса РФ. наказание по которой — крупный штраф или до трех лет тюрьмы. Причем, задержание тут же, на выставке, может, в принципе, произвести любой сержант милиции. Абсурд? Не совсем. Просто в повседневную практику входит отношение к документации, характерное, например, для медицины, где говорят: «Историю болезни мы пишем не для больного — ему нужна не она, а лечение. Историю болезни мы пишем для прокурора».
Конечно, многие торгующие фирмы пытаются оправдываться: дескать, у них нет средств делать качественный перевод для каждой единицы оборудования. Тогда как сопоставить роскошные дорогостоящие стенды некоторых из этих фирм на TRBE'2000 с какими-то 15—20 у. е. за килобайт перевода? Описываемая конференция походила в те же дни, что и TRBE (даже в те же часы, что и съезд НАТ), и некоторые образцы документации со стендов этой выставки мы предъявили участвовавшим в конференции юристам. Реакция была однозначная: «Если на основании только лишь ЭТОГО телерадиокомпании вынуждены принимать решение о закупке дорогостоящего оборудования, то эффективность использования такого оборудования будет настолько мала, что телерадиокомпания сможет легко взыскать с поставщика как причиненные убытки, так и упущенную выгоду». Особенно напрашивается, например, взыскание упущенной выгоды по причине ненадлежаще составленного руководства по пользованию пакетом программ компьютерной графики и анимации — в случае, если из-за неиспользованных возможностей ПО художник-аниматор не ПОЛУЧИТ премию на конкурсе, а продюсер не продаст фильм. Некоторые продавцы анимационного ПО уверяют, что невозможно составить исчерпывающее пользовательское руководство, поскольку научить работать с такими программами могут лишь они, продавцы, на своих курсах. Но этому верится с трудом, поскольку раз такое ПО создавалось за рубежом для киноиндустрии, оно, скорее всего, сертифицировалось на соответствие стандартам, а, следовательно, должна быть и производственная документация. Другое дело, что эта документация являет собой, вероятнее всего, несколько толстенных томов: так, например, объем документации для служб эксплуатации крупных систем управления на промышленных объектах вычисляется из расчета 7-8 страниц на строку программы, а таких строк может быть несколько миллионов. Тем не менее, руководитель видеостудии или телекомпании должен понимать: участь его будет горькая, если он купит программный продукт без подробнейшей документации и попадет в зависимость от какого-то из «специалистов», более-менее освоивших это ПО.
Представляем, как сейчас усмехнулись директора видеостудий и телекомпаний, уже пытавшиеся попросить толковую документацию и слышали в ответ от поставщика сверхсложного оборудования фразу, более уместную для продавца картошки в голодный год: «Не нравится — иди попробуй купить в другом месте». Что ж: именно так говорили когда-то поставщики персональных компьютеров. Но потом крупные закупки компьютерной техники для госструктур вдруг осложнились тендерами, проверками эффективности использования бюджетных средств и прочими видами террора, заставившими поставщиков вплотную заняться документацией, для чего понадобилось изучать специальную литературу по методикам составления документации. Нередко в отношении поставщика присутствовал и элемент принуждения, поскольку в сфере компьютерных технологий сформировался круг юристов. Однако, на проблематику компьютерного оборудования для кино и телевидения эти юристы мало обращали внимание — до тех пор, пока пожар на Останкинской башне не открыл им глаза на то, что изъянов в эксплуатации телевизионного оборудования так много, а ущерб в результате этого столь колоссален, что «марже» за юридические услуги в сфере кинотелевизионной техники позавидует сам Генри Резник. Но с чего начать? Мы порекомендовали юристам начать с выставок кинотелевизионного оборудования — таких, как TRBE. Некоторые поставщики кинотелевизионного оборудования наивно думают, что выставка — это место, где можно продемонстрировать свои достоинства. На самом же деле, выставка — это место, где видны самые уязвимые точки фирмы, и недоброкачественная документация на экспонаты — нагляднейшее тому доказательство. Поэтому дадим участникам следующих выставок добрый совет: пожалуйста, оформите сопроводительную документацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 12, 2000 г. 


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.