вторник, 28 августа 2018 г.

Кино и ТВ: дайджест ноу-хау

«На смазывание пяток артиста Антонова в съемках эпизода «Причащение» на металлическом полу собора израсходовано пол-литра спирта, который подлежит списанию с подотчета зам. директора съемочной группы...»
(Из акта)
Старые киношники рассказывали, как после войны на Центральной студии кинохроники произошел один случай. Некто из обслуги изо всех сил старался попасть в «творцы» (оказывается, эта проблема стара, как мир). Случай представился. На студии как раз был закончен хроникальный фильм о жизни послевоенной деревни. Упомянутый некто каким-то образом упросил хотя бы вписать его в титры.
Сталин имел обыкновение отсматривать лично подобные фильмы перед выходом их на широкий экран. Он прекрасно знал, в каком тяжелом положении находится послевоенная деревня, и когда увидел на экране идиллию и изобилие а-ля «Кубанские казаки», буквально рассвирепел. Диктатор' тонко чувствовал законы жанра: если сказка является обязательным атрибутом художественного кинематографа, то присутствие ее в кинохронике подрывает доверие к властям. Короче, Иосиф Виссарионович распорядился немедленно выгнать со студии съемочную группу в полном составе, а поскольку в составе группы, согласно титрам, очутился и упомянутый тщеславный бедняга, он также навеки распрощался с волшебным миром кино.
Но, с другой стороны, разве от хорошей жизни съемочная группа пала жертвой щедрости неведомого председателя колхоза-предтечи нынешних горе-меценатов? Нищета в нашем государстве давно уже спутница искусства и всегда заставляла изощряться как только можно. Те же ветераны кино вспоминают, как для съемки взрывов, вместо взрывчатки в брусках удавалось доставать только порошкообразную. Дело происходило где-то в провинции, а администратору группы, чтобы достать подходящую упаковку, и скомпоновать из этого порошка заряды, пришлось отправиться в местную торговую точку и скупить все презервативы. Естественно, что узнав об этой покупке, все окрестное население стало подтягиваться к съемочной площадке понаблюдать: что это за веселая компания и чем она собирается заняться? Аналогичная история повторялась, когда при подводных съемках, пытаясь записать звук под водой, на обычные микрофоны натягивали изделия, купленные в аптеке. Такое вот «ноу-хау».
Возможно, этот пример и не совсем удачен, но все же он показывает, как различные ноу-хау (а проще говоря — производственные секреты) хоть немного, а помогают в кино и на ТВ. Учитывая нынешнюю их бедность, а главное — полный упадок Школы, мы решили оказать некоторую помощь, выбрав из разных публикаций наиболее интересные с профессиональной точки зрения моменты и объединить их в «Дайджест» (пробный выпуск см. в № 12, 91 г.).
Последняя стадия хозрасчета и самофинансирования
После просмотра своего фильма продюсер поздравляет режиссера:
— Браво! Те кадры, в которых крестьяне поднимают мятеж против своего господина, прекрасны. Как вам удалось добиться такой правдивости игры?
— Заслуга принадлежит вам. Эту сцену я снимал в тот день, когда вы вдвое сократили зарплату статистам.
(Иностранный юмор)
«Скандал вокруг вымогательства у иностранных корреспондентов валюты за интервью с советскими должностными лицами вызвал на Западе неожиданно широкий резонанс.
Начало событиям положила публикация в английской прессе сообщения о том, что окружение Генерального прокурора РСФСР Валентина Степанкова требует за одно посещение своего шефа 400 долларов. Беседа с приговоренным к высшей мере — 1000, а прогулка иностранца по пермской зоне оценивается в 1500 «зеленых».
...представитель МВД Союза... признал, что офицеры из телестудии министерства, снимающие сюжеты в «горячих» точках, иногда приторговывают видеоматериалом, однако не нашел здесь ничего предосудительного — люди рисковали и теперь, мол, имеют право.
...Посланец Минобороны... подчеркнул, что посещение иностранцами наших воинских частей — спектакль, требующий немалых средств. ...посланец прокуратуры России Юрий Юдин. Аргументируя причины, побудившие представителей закона требовать валюту, он процитировал статью 475 Гражданского кодекса РСФСР, где любое телодвижение чиновника перед камерой или просто дача информации приравнивается к творческой работе, а за нее, разумеется, положен гонорар... Таким образом, прокуратура заработала 1350 долларов США и 3000 марок...»
(А. СИДЯЧКО, «Мегаполис-Экспресс» № 45 от 07.11.91 г.)
«Но как же узнают рекламодатели и продюсеры, какая передача имеет наибольший успех, какая собирает наибольшее количество зрителей? Для этого, оказывается, существует масса способов. К неожиданным осведомителям относится и потребление воды. Если идет захватывающе интересная передача, детектив или какое-либо сенсационное спортивное состязание, количество потребления воды на центральной водопроводной станции падает. Сводится к минимуму. Почему? Да потому, что все впились в телевизор и не пользуются уборной. Ждут очередного гола, нокаута или того, когда, наконец, размозжат бандиту голову. Совсем смешно, что в момент возникновения рекламы потребление воды увеличивается. Кто-то хочет успеть воспользоваться двумя минутами...»
(С. ОБРАЗЦОВ, «Наука и жизнь», № 6, 77 г.)
«Возвращаясь к проблеме курения, а вернее к рекламе табака, хочу сослаться на один фильм, который был показан по американскому телевидению. Он называется «Холодная индейка». Это рассказ о небольшом городке в штате Айова — Игл-Рокк, 4006 жителей которого против своей воли согласились в течение месяца воздерживаться от курения, чтобы получить награду в 25 миллионов долларов, обещанную им торговой фирмой. Начальнику отдела по рекламе и связи с прессой этой фирмы удалось убедить директоров пойти на риск, так как, по его мнению, ни одна американская община не сможет сдержать подобного обещания. И он оказался прав. Зрители видели, как в течение длительного времени на телеэкране демонстрировались муки людей, бросивших курить. Нервы жителей Игл-Рокка были напряжены настолько, что они ругались и дрались по малейшему поводу. Собак на улицах пинали ногами даже святоши. Детей пороли беспрестанно. В кегельбане после неудачных ударов раздосадованные игроки бросались всем телом вперед, чтобы сбить кегли головой. Город превратился в сумасшедший дом. «Курить», «курить», «курить» — эта мысль билась вголове у каждого.
В конце концов табак победил...»
(Г. ШАХОВ, «Радио», № 8, 71 г.)
«Сенсационная новость взбудоражила Комсомольск-на-Амуре. Группа местных экстрасенсов, выступая по программе городского кабельного телевидения, объявила: комсомольчан всенепременно ждет встреча с инопланетянами, которые прибудут в город юности на нескольких НЛО. Провидцы указали не только точную дату, но и час, и место встречи.
В назначенное время несколько десятков тысяч горожан заполнили просторную площадь на перекрестке улицы Первостроителей и Аллеи Труда — именно сюда по предсказанию должны были приземлиться посланцы иных цивилизаций. Толпа неистовствовала в ожидании чуда — свистела, улюлюкала. Затекли поднятые руки с фото- и кинокамерами. Но гости все не появлялись...
Когда стало ясно, что пришельцы окончательно проигнорировали город трудовой славы и неувядаемых традиций, собравшиеся простить этого уже не могли. Они начали жечь деревья, затевать массовые драки. Хорошо, что милиция была начеку и энергично пресекла эмоциональные всплески, а заодно изымала взрывпакеты, принесенные, чтобы салютовать пришельцам.
Милиция за свои труды по «обслуживанию контакта» взыскала по суду с хозрасчетного кабельного телевидения семь тысяч рублей. А как чувствуют себя оконфузившиеся экстрасенсы? Вполне нормально. Они уверяют, что комсомольчане отпугнули инопланетян своим хулиганским поведением, кто же с такими захочет общаться?»
(Б. РЕЗНИК, «Известия», от 08.05.91 г.)
«Комсомолец Донбасса» со ссылкой на ТАСС сообщил, что чемпион КВН 1989 года... в долговой яме. Команда Харьковского высшего военного авиационного инженерного Краснознаменного училища якобы должна вернуть дирекции культурнопропагандистских программ при Харьковском обкоме комсомола 60 тысяч рублей, которые команда заплатила за право участвовать в игре. По словам «центрового» команды сержанта Сергея Степанова, только за участие в финале с команды потребовали на ЦТ 86 тысяч рублей. Лидер команды — лейтенант Лев Кокшаров объясняет это тем, что встречи по программе клуба проводит кооператив «Тимпекс», «а расценки в кооперативе сами знаете какие». «Блефом оказались врученные на глазах всей страны подарки чемпионам — лошадка пони, венок... Их тут же отобрали, сказав: «Насчет подарков мы пошутили, это реквизит»...»
Наставник команды политработник подполковник Здоровенко в беседе с корреспондентом ТАСС утверждает, что в некоторых других командах КВН, конкретно он никого не называет, играли профессиональные актеры...
Недавно состоялся Всесоюзный фестиваль КВН, Харьковчан на нем не было'. Лев Кокшаров, судя по информации ТАСС объяснил это так: команду пригласили, но «в кулуарах Центрального телевидения разъяснили: «визитная карточка» участника фестиваля стоит 40 тысяч рублей. Такую сумму надо заплатить каждой команде за право участвовать в программе... А где нам, курсантам, взять такие деньги?..»
(А. КУРМАНОВ, «Комсомольская правда» от 25.02.90 г.)
«Из-за океана на Пиренейский полуостров перекочевали не только содержание, стиль и режиссура передач, но и откровенная глупость, пошлость. Вспоминаю одну историю, связанную с программой «Фантастике». Держа перед носом участников бумажку в 500 песет, ведущий вдруг предложил им как можно смешнее покривляться перед камерой. Подобный трюк нередок в развлекательных шоу США. Но здесь Мадрид, а не Вашингтон. Не американцы, привыкшие к подобным фокусам, а гордые испанцы. Уж эти-то откажутся, подумал я, глядя на солидного мужчину с виду интеллектуала, полную достоинства мать семейства, милую брюнетку медсестру и мальчика-вундеркинда. Куда там! Не постеснялись они выставить себя посмешищем перед всей страной: корчились, гримасничали, причем особенно старалась солидная сеньора. Ведущий, веселясь от души, подбадривал их, а зеленую бумажку вручил все-таки мальчишке, который умел еще и шевелить ушами...»
(И. КУДРИН, «Эхо планеты» № 38, 89 г.)
Творческие замыслы и решения
— Скажите,— допытывается молодой режиссер у директора киностудии,— есть ли вообще надежда, что я смогу поставить фильм на вашей студии?
— Разумеется. Все люди смертны, и я тоже не вечен.
(Иностранный юмор)
«К. Шторкан, теоретик в области журналистики, отмечает в одной из своих работ, что «судебная хроника, предлагаемая в драматической форме, в теории публицистических жанров, рассматривается как вид фельетона или беллетристики, где действие разворачивается в зале суда. Зал суда в этом случае выступает метафорой единой системы причин, следствий и аспектов отдельных правонарушений. Журналист при этом становится интерпретатором публичного судебного разбирательства по отношению к гражданам, которые не могли лично следить за работой постоянных органов...»
Постараемся наглядно представить себе расположение актеров в зале суда:
х х х х х х/I      х/1 —сенат (судьи);
-                      х/2 — стенографистка;
- х/2                х/3 — защита;
0/1                  х/3
х/4                  х/4 — прокурор
0000              (т. е. с х/1 по х/4 профессионалы);
0000/2           0/1 — подсудимый;
------------------
                — 0/2 — соучастники или свидетели;
                — 0/3 — публика (т. е. с 0/1 по — 0/3 — непрофессионалы
00000000000000 по отношению к процессу);
00000000000000 
00000000000000 у у/1 — эксперты и редактор (профессионалы);
00000/300000000 
0000000 
— — — — воображаемая рампа.
Коммуникация идет по вертикали, и хотя внутренне ограничена в пространстве, она в сущности направлена за пределы помещения и обращена к телезрителям. (Обозначенный ток однонаправлен и превалирует, хотя объективно здесь присутствует обратная связь).
Подлинность происходящего усиливается обстановкой зала суда, его реальностью. Публицистический текст (речь юристов, выступления экспертов, цитаты параграфов и т. п.) перемежается е драматическим текстом, однако тоже публицистическим (стилизованный диалог, местами достигающий уровня, когда диалог становится основой драматического произведения, действия, в котором отражена характеристика персонажей, в нашем случае обвиняемых и свидетелей). Подача текста приближается к обыденности, не нарушая порядка и норм судопроизводства, хотя не исключено сохранение нелитературных речевых оборотов в интересах создания достоверной атмосферы суда. В результате возникает принципиально новый тип телевизионной публицистической передачи. Через повторение инвариантных компонентов, придерживаясь в некотором смысле позитивного стереотипа, авторам удается соблюсти жанровые особенности в плане предмета передачи, формы и функции. Рождается относительно прочная структура, как бы оседающая в подсознании создателей передачи и тех, кому она адресована.»
(Я. КОШЧО, Чехословакия, журнал ОИРТ «Радио и телевидение», № 4, 86 г.)
«Требования к рекламе здесь очень высоки. По сравнению с советской она обладает двумя отличиями: расхваливаются те товары или услуги, которые действительно отличного качества и которые можно сразу же либо приобрести, либо опробовать. Абстрактный апельсиновый сок не превозносится. И как-то стыдно было наблюдать за отрывком из нашей передачи «Что? Где? Когда?», который показал в одной из своих передач не Фрост, а другой не менее известный британский тележурналист — Клайв Джеймс, ведущий и серьезные, и развлекательные программы по второму каналу Би-Би-Си. Британцы до слез смеялись, когда диктор на русском языке описывал сначала достоинства авиакомпании «Бритиш эйруэйз», а затем французской фирмы «Нина Риччи». О том, что советским гражданам — по крайней мере, в обозримом будущем — суждено летать только самолетами Аэрофлота, здесь осведомлены столь же хорошо, как и о нехватке мыла в наших магазинах. До «Риччи» ли тут?.. Впрочем, наибольший смех у англичан, познакомившихся с отрывком из нашего игрового шоу, вызвал заданный знатокам вопрос о себестоимости одного килограмма мяса в СССР. Гомерический хохот начал раздаваться уже по мере того, как этот вопрос зачитывался. Когда же выяснилось, что знатоки не в состоянии разгадать диковинную головоломку, британцы и вовсе уморились: «Ну Клайв, ай да сукин сын, какую передачу раскопал!». Увы, соотечественникам столпа политэкономии Адама Смита не дано понять проблем, порожденных «экономной экономикой»...»
(Д. ВОСКОБОЙНИКОВ, «Эхо планеты», № 14, 89 г.)
«В самых разных странах дети не лягут спать, не посмотрев своего варианта «Спокойной ночи, малыши». В ГДР, например, к ним по вечерам приходит сказочный Песочный Человечек. Зовется так кукольный гном потому, что имеет скверную привычку: в конце каждой передачи достает из мешочка горсть песка и бросает его детишкам в глаза. Песок волшебный: малыши тотчас начинают тереть глаза и засыпают...
Из-за своего неугомонного характера вечно спешащий Песочный Человечек врывается в «Вечернюю сказку» всякий раз по-новому; то на санях, то на дельфине, то на ракете... Благодаря богатой фантазии своих создателей герой короткого мультипликационного сюжета, обрамляющего телеповествование, за 30 лет сменил 215 видов транспорта!..»
(А. ИВАНОВСКИЙ, «Эхо планеты», № 35, 89 г.)
«На Втором Международном фестивале рекламных фильмов стран — членов СЭВ в Брно (ЧССР, 1985 г.) Диплом за лучший сценарий был присужден рекламному фильму «Контакт», созданному Латвийским рекламным агенством В/О «Союзторгреклама».
...На экране — отсчет времени: бегут цифры, сменяются напряженные лица ученых... Контакт! Сливаются в поцелуе губы... и на экране возникает флакон модных, обладающих волнующим ароматом духов «Контакт»...»
(Н. ЖУКОВ, «Реклама», № 4 (93), 86 г.)
«На широкоформатном экране под стереофоническую музыку герои фильма «Звездные войны» палили из лазерных пистолетов, сражались лазерными мечами, кувыркались в космосе, как обезьяны в джунглях. Народ толпился у касс. Спекулянты предлагали билет за 50 долларов. Фильм советовали посмотреть как нечто сенсационное, невиданное. В середине фильма я заснул, утомленный пальбой и суматохой. Для меня это был фильм ни про что. Между тем рядом взрослые люди с восторгом смотрели этот кинокомикс для детей. Вероятно, надо было много лет листать под партой похождения различных суперменов, космических бродяг и капитанов, обмениваться с приятелями по школе потрепанными сериями, чтобы фильм вернул тебя в мир детства, в пору несбывшихся надежд, несостоявшегося чуда. До этого фильма связь кино и комикса ни разу не обнаруживалась с такой очевидностью. После него появилось множество кинокомиксов, целая ветвь: «Черная дыра», «Лед и пламя» и другие — двузначное число картин. Кино решило вернуть комиксу долг, облагородив униженного собрата. Между тем кино и комикс даже родились одновременно. В 1896 году в Париже братья Люмьер показали свою первую кинопрограмму, а в Нью-Йорке график Аутколт опубликовал комикс «О желтом пареньке».
Главный создатель комикса — рисовальщик. Он режиссер своего безмолвного фильма, застывшего на бумажных полосах. На мой взгляд, комикс ближе к фильму, чем к литературе. Пластика, а не слово выражает в комиксе основную часть авторской идеи.
Фильм в определенном аспекте — не что иное, как серия картинок, рассказывающая какую-то историю. Даже технология создания фильма на определенном этапе предусматривает комикс. Режиссерский сценарий и постановочный проект фильма не только пишутся режиссером, но и рисуются художником секунда за секундой. Этот комикс называется «раскадровка». В ней застыл в ожидании съемок покадрово весь будущий фильм.
Одни режиссеры относятся к этому этапу с большим вниманием, другие с меньшим. Я, как правило, рисую фильм трижды. Один раз — когда сочиняю сценарий, другой раз — в подготовительном периоде, сочиняя фильм, третий раз — перед съемкой каждой сцены ежедневно на протяжении всех съемок. Мы стараемся, чтобы этот «комикс» был утоплен внутрь естественного развития отношений героев...»
(А. МИТТА, «Иностранная литература», № 4, 84 г.)
«...О чем бы я с удовольствием снял фильмы:
1. «Загон» («Барьер») о процессе против Мартина Бормана
2. О теме физика, который становится диктатором (различные варианты)
3. Домик с башней
4. Эхо в лесу
5. Дезертиры
6. Иосиф и его братья
7. Матренин двор — по Солженицыну
8. О Достоевском
9. «Светлый день» — как можно скорее!
10. «Подросток» Достоевского
11. Жанна д'Арк 1970
12. Чума (по Камю)
13. Двое видели лису...»
(Андрей Тарковский, из дневников, «Комсомольская правда» от 04.04.89 г.)
Правила игры: правило одно — молчать...
Провинившийся язык отрубают вместе с головой.
(Восточный обычай)
«Известный специалист в области средств массовой информации, особенно телевидения, адъюнктпрофессор Бруклинского колледжа (Нью-Йорк) Хол Химмельштейн беседует с Владимиром Разуваевым...
X. X.: ...И еще надо помнить, что глобальная коммерческая культура, наднациональная по своей природе, представляет собой цельную систему. Это единый стиль жизни. Именно так воспринимается проблема в европейских странах, где не переставая идут дебаты о будущем телевидения.
В. Р.: Какие-то дискуссии по этому поводу идут и в нашей стране.
X. X.: Насколько я знаком с ними, дебатируются в основном (если не исключительно) старые идеи в духе структурного функционализма. Сначала создаются теории, а потом уже делается попытка проверить их на практике. Почему-то совершенно упускается из виду мнение телезрителей по поводу дальнейшей эволюции ТВ...
В принципе, разумеется, вы можете найти в любой политической культуре страх перед перспективой, что «люди с улицы» неожиданно заговорят и это приведет к тому, что «власть имущие» потеряют все свое могущество или хотя бы его часть. Такую боязнь вы найдете в любом обществе, не только советском. И телевидение в этом отношении — только сколок с общей политической культуры...»
(«Радикал», № 40, 91 г.)
«...«Ньюснайт» дает возможность охватить происшедшее более широким взглядом, узнать противоположные мнения. Передача с меньшей динамикой, но большей вдумчивостью. Пожалуй, соперничать с ней может только программа новостей четвертого канала, созданного для «меньшинств» — этнических и культурных. К слову, ее ведущий Питер Сиссонс точно так же, как и ныне знаменитый британский писатель Салман Рушди, был приговорен к смертной казни: с точки зрения фанатиков-мусульман, он «слишком жестко» провел интервью с временным поверенным в делах Ирана в Великобритании А. Басти после того, как аятолла Хомейни приговорил автора «Сатанинских стихов» к смерти. Сейчас Сиссонс под охраной, однако продолжает работать...»
(Д. ВОСКОБОЙНИКОВ, «Эхо планеты», № 38, 89 г.)
«Рейтинг Ельцина снижается, возможно, не в последнюю очередь из-за его нового телеимиджа, который впервые появился на экране в начале сентября. Репортаж в «Вестях»: кончилось первое заседание Госсовета, и он прошел, глядя мимо кинувшихся к нему корреспондентов — мол, всё будет в коммюнике. В дальнейшем РТВ не только не помогло российскому президенту найти привлекательный имидж, но напротив, педалировало образ нового официоза. В результате в телевизионном Ельцине от былой искренности не осталось и следа...
Однако проблема не только в том, что наши лидеры пока не постигли азов публичного ведения политики. Дело и в самом ТВ. Стараясь быть лучше, больше информировать о том, что происходит в высших эшелонах власти, оно становится все более скудным. С экрана уходят люди, вернее, мир людей подменяется миром политической элиты. А ее представители, по большей части демонстрируя лишь способность уйти от вопросов, все чаще заставляют задаваться вопросом нас: а люди ли они, политики? В передаче РТВ «Без ретуши» Лужкова спрашивают, почему так конфликтны его отношения с предпринимателями, а он начинает повествовать о росте товарооборота.
...Но если наши лидеры — это и есть главные представители человечества на экране, уж не лучше ли тогда по крайней мере встречаться с Горбачевым в его собственном доме и чтобы чай разливала сама Раиса Максимовна?..»
(Е. ЧЕКАЛОВА, «Московские новости», № 43, 91 г.)
«Если вы любите законы и сосиски,— советовал в свое время «железный канцлер» Бисмарк,— то вам никогда не следует наблюдать за тем, как делают то и другое»...
...Сейчас все политики в Америке, от начинающих до президента, пользуются услугами телеконсультантов, не считая для себя зазорным брать
платные уроки выступления перед камерой. Сенаторы прибегают к гриму, следят за прической, предпочитают костюмы синих и голубых тонов с бордовым галстуком. Такое сочетание считается телегеничным. Перед выходом на трибуну они застегивают пиджак, чтобы выглядеть стройнее и моложе...
...в Англии. Большинство депутатов перестало читать выступления по бумажке, составленной помощниками и консультантами. Однажды был проведен опрос, в результате которого зрители признали Дэвида Стила, бывшего руководителя либеральной партии, идеально выбритым и ухоженным депутатом. Деталь, которая только подчеркивает, как зрители смотрят на экран...
Резонанс, хочет этого телевидение или нет, может быть и куда большим, с последствиями куда более значительными. Многие помнят, видимо, как однажды на сессии Верховного Совета СССР делегация одной из союзных республик едва ли не в полном составе покинула зал заседаний. Режиссер долго и, казалось, не без удовольствия, показывал этот уход. А потом были показаны улыбающиеся руководители республики, которые остались в зале. На следующий день в столице республики прошел многотысячный митинг, люди требовали отставки этих руководителей.
...Думаю, теперь нет сомнений: участие в телетрансляциях заседаний Советов народных депутатов на всех уровнях — это новый вид творчества работников телевидения, требующий особого умения...»
(В. ЕГОРОВ, «Известия» от 14.09.90 г.)
«В подзаголовке статьи «Тупик?», опубликованной в «Комсомольской правде» 10 декабря с. г., авторы задаются вопросом: что мешает выходу нового фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»?..
Когда «Астенический синдром» был закончен и принят на студии, его посмотрели в Госкино. И тут выяснилось, что в фильме появился эпизод, которого не было не только в сценарии или в режиссерской разработке, но и в тех материалах, которые студия представляла предварительно, когда решался вопрос о второй серии.
Эпизод (назовем его «эпизодом в метро») драматургически вполне уместный, органичный по отношению к стилистике картины в целом, но сопровождающийся такой грязной матерщиной, какой, ручаюсь, еще никогда не звучало с экрана за всю историю нашего кино. В приложении к моему письму вы найдете выписку из монтажного листа ленты — в ней речевая часть фонограммы «эпизода в метро» воспроизведена дословно. И хотя отдельные реплики неразборчивы, того, что слышно отчетливо, вполне достаточно для очевидного вывода: если сохранить этот поток нецензурной брани, фильм невозможно показывать не то что «детям до 16», но и в любой аудитории, где собираются люди, не чуждые чувства элементарного приличия. Ибо есть нормы цивилизованной жизни, нарушение которых нельзя оправдать ни своеобразием художественного почерка режиссера,, ни «штучным и в своем роде исключительным» статусом, определенным для «Астенического синдрома» в решении конфликтной комиссии Союза кинематографистов...
Впрочем, если у редакции «Комсомольской правды»... иная точка зрения, то я позволил бы себе предложить следующее. Публикуя это письмо, которое является официальным ответом государственной организации, в адрес которой на ваших страницах высказана, мягко выражаясь, необоснованная критика, спекулирующая на естественной заинтересованности общественности в судьбах искусства и людей искусства,— поместите рядом и прилагаемую мною выписку из монтажного листа «Астенического синдрома». Только — целиком, без всяких купюр: ведь «мат не такой уж криминал», как объясняется в статье.»
(А. И. КАМШАЛОВ, председатель Госкино СССР)
Наш комментарий. Именно замечательный рассказ Василия Шукшина «Срезал» вспоминается, когда читаешь ответ председателя Госкино СССР: вот уж срезал так срезал!.. Разве он не прав?
Да, публиковать матерщину мы не будем...
...Помните ульяновского «Председателя»: «Бабы, заткните уши!» И — до боли знакомая каждому немая артикуляция, и — стаи воронья, вспугнутые едреным, русским, трехэтажным... Кстати, вот художественный прием, ничуть не ослабляющий, а, наоборот, усиливающий «шокотерапию» искусства. И нет никакого сомнения: с «живым» матом, этот эпизод проиграл бы.
Кира Муратова такого приема не нашла...
(Ю. ГЕЙКО)
Из объяснительной записки в редколлегию газеты «Комсомольская правда» авторов статьи «Тупик?» Т. Хорошиловой, Г. Резанова.
В дополнение к сказанному уточняем: монтажные листы залитованы, в том числе и «эпизод в метро». Член коллегии Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР В. А. Солодин обосновал свое разрешение на производство монтажных листов следующим образом: «...В этом фильме нет раскрытия государственных военных тайн. Нет открытого призыва к свержению существующего строя. Нет порнографии. Поэтому каких-либо претензий к выпуску фильма на экран Главлит не имеет. Что касается... «эпизода в метро»... Хотя эти выражения называются нецензурными, к цензуре они никакого отношения не имеют».
(«Комсомольская правда» от 22.12.89 г.)
««...11 января коллегия Гостелерадио СССР приняла решение о прекращении деятельности агентства «Интерфакс» в помещениях госкомитета...
Михаил Комиссар, генеральный директор агенства «Интерфакс»:
— Наше агентство создано в 1989 году по соглашению между Главной редакцией информации и пропаганды иновещания и совместным предприятием «Интерквадро». Стороны обязались перечислить на нужды агентства по 440 тысяч рублей, причем Гостелерадио должно было предоставить помещения, каналы связи, оплату труда сотрудников «Интерфакса». Однако кроме небольшой комнаты и нескольких линий связи, ничего от госкомитета мы не получили. Зато буквально с первых месяцев работы начались гонения на агентство. Нам прямо и за глаза говорили, что политические линии Гостелерадио и «Интерфакса» расходятся. Всеми силами пытались мешать нашей работе. В результате был сорван очень выгодный — в том числе и для самого Гостелерадио контракт с крупным западным агентством, другие планы. И это несмотря на то, что мы стали бесплатным источником информации для многих программ телевидения и радио, наши бюллетени с большой охотой ежедневно получали те, кто активнее всего мешал нам,— заместители председателя Госкомитета В. Лазуткин, П. Решетов, М. Сухов-
Валентин Лазуткин, заместитель председателя Гостелерадио СССР:
— Никакой политики в истории с «Интерфаксом» нет. С осени 1989 года вместе с «Интерквадро» мы были соучредителями агентства, дали ему крышу над головой, возможность пользоваться корреспондентской сетью, связью. Сам М. Комиссар работал у нас заместителем главного редактора Главной редакции информации и пропаганды иновещания...
К сожалению, повел себя руководитель «Интерфакса» нечистоплотно. В одностороннем порядке он прервал отношения с соучредителями и 19 сентября прошлого года от своего имени зарегистрировал независимое агентство... С самого начала все свои расчеты он вел помимо нас — ив рублях, и в валюте. Хотя Гостелерадио как соучредитель имело право на пятьдесят процентов доходов. Конечно, мы были оскорблены, узнав о неблаговидных поступках М. Комиссара. Почему ему удавалось так долго нас надувать? Столь долгое надувательство возможно лишь тогда, когда тот, кто надувает,— большой специалист в этом деле, а те, кого надувают,— простаки. Жаль, что иными комментаторами эта банальная история толкуется как удушение демократической печати...»
(ВЛ. АРСЕНЬЕВ, В. ГЕОРГИЕВСКИЙ, Ф. ИВАНОВ, «Известия», 16.10.91 г.)
«4 января 1991 года на студию «Грузия-фильм» пришли министр культуры Н. Цулейскири и два его заместителя. Они зачитали ошеломленным кинематографистам приказ о реорганизации студии, предусматривающей отстранение Чхеидзе от руководства и жесткий контроль над студией со стороны новоиспеченного Комитета по кинематографии при Верховном Совете республики. Причем министр сказал буквально следующее (цитирую по стенограмме): «Все знают о конфликте между господином Резо и сегодняшним Верховным Советом... Я знаю еще и то, что мгновенно потеряю свою должность, как только нынешнее правительство уйдет в отставку.»...
...предложенный кинематографистами план создания на базе «Грузия-фильма» четырех независимых студий со своей производственной базой и правом проката собственных картин принят не был. Зато создана государственная кинокорпорация, которая единолично распоряжается всеми материальными ресурсами, утверждает сценарии и продает фильмы. В ее ведении и все кинотеатры. За 10 месяцев одобрили только 2 сценария. Доходило до абсурда: на студию вдруг сообщали, что без специальной визы парламента нельзя ни принять сценарий, ни запустить фильм в производство...»
(Н. АГИШЕВА, «Московские новости» № 40, 91 г.)
Дружба народов
Чукча — это совсем не то, что мы имеем в виду, называя друг друга этим словом.
(Из репортажа с фестиваля национальных кинематографий)
«Часто фильмы закрывались-то не по политике. Кино наше вообще было аполитично. Даже папа римский лет двадцать назад настоятельно советовал пропагандировать советские фильмы, потому что они: «а» — всегда моральны и «б» — не содержат никакой революционной идеи...»
(А. ЛАПИК, интервью с Р. БЫКОВЫМ, «Московский комсомолец» от 23.09.90 г.)
«Американские официальные лица признают, что свою первую передачу телестанция «ТВ-Марта» провела глубокой ночью, без предварительного объявления. Имелось в виду застать врасплох созданную к этому времени на Кубе — видимо, первую на земном шаре — службу «телеглушения».
— Мы начали с развлекательных программ, однако главная цель создания «ТВ-Марти» — передавать на Кубу по каналу телевидения информацию, которая иначе недоступна кубинскому населению. Соответственно планируются информационные передачи — сводки новостей, беседы обозревателей,— отвечает на мои вопросы по телефону сотрудник отдела связей с общественностью ЮСИА, попросивший не называть его фамилию в газете.
— Ведет ли ЮСИА такие передачи на другие страны, скажем, на соседние Канаду и Мексику?
— В рамках ЮСИА существует специальная телесеть «Уорлднет», ведущая передачи на отделения агентства по каналам спутниковой связи, однако прямое вещание по каналам телевидения на другую страну нами ведется впервые.
— Принимают ли ваши передачи жители близлежащих американских городов?
— Нет, передающая антенна сконструирована так, что в США невозможно принимать эти передачи — американский закон запрещает ЮСИА распространять информацию на территории США...
— Как, в таком случае вы представляете правовые аспекты деятельности «ТВ-Марти»?
— По этому вопросу, я считаю, лучше обратиться в государственный департамент.
(Вопрос о противоправности действий американской стороны был поднят на брифинге с участием помощника госсекретаря М. Татуайлер. «Мы не согласны с этим,— заявила она.— Передачи «ТВ-Марти» не противоречат нашим обязательствам не мешать передачам кубинцев».
— Считаете ли вы, что и Куба вправе вести аналогичные передачи на США?
Ответ на этот вопрос, заданный сотруднику отдела печати государственного департамента, удалось получить лишь через несколько часов. Мне порекомендовали «вновь прочитать высказывания Татуайлер». Повторное изучение ответов Татуайлер — в них содержались ссылки на Устав ООН и другие документы — так и не позволило выяснить, считают ли США допустимым с правовой точки зрения ведение другими странами прямых телевизионных передач, направленных на американскую территорию...»
(А. БЛИНОВ, «Известия», от 29.03.90 г.)
«В сугубо профессиональном журнале «Техника кино и телевидения» можно найти вполне конкретную рекомендацию о том, как обмануть американцев.
Падкие до рекламы, они первые пять минут дают возможность посмотреть фильм бесплатно, а потом уж включается счетчик. Чтобы избежать траты, надо на тридцать секунд до контрольного времени переключиться с заинтересовавшего вас канала на другой, и тем самым сбросить показания счетчика. Включившись обратно, можно спокойно смотреть еще около пяти минут и повторять эту операцию до конца фильма. Хлопотно? Ничуть!..»-*
(К. МИТИН, «Московский комсомолец», от 06.11.90 г.)
Речь идет о весьма своеобразно истолкованной К. Митиным статье А. Барсукова «Кабельное телевидение: «аковы перспективы?», опубликованной в № 6 «ТКТ» за 1990 г. В действительности статья была посвящена изучению зарубежного опыта и правовых аспектов коммерческого телевидения, в частности, особенностям правил цитирования, где упомянутый эпизод фигурировал в качестве одной из иллюстраций. Но, как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. Прим. ред.
«Любителю кино, попавшему сегодня в Пномпень, столица Камбоджи может напомнить Голливуд. В городе не только много кинотеатров, обозначенных большими рекламными щитами, буквально на каждом шагу встречаются вывески киностудий...
Национальная кинематография Камбоджи зародилась во второй половине 50-х годов. Но тогда она носила элитарный характер. Сам принц Сианук и его родственники, что называется, баловались кинематографом-
Сегодня фильмы не только смотрят, но и создают рядовые камбоджийцы. Практически все киностудии частные. Студия, конечно, слишком громко сказано. За «вывеской» обычно скрывается небольшой цех, может быть, две — три комнаты с видеоаппаратурой, которая принадлежит директору студии. Он же, как правило, продюсер, а иногда и режиссер снимаемых здесь лент. Большинство создателей картины — сценаристы, режиссеры, актеры, операторы — не имеют специальной кинематографической подготовки-
Сегодня камбоджийские фильмы — хозяева на национальном экране. Зарубежные фильмы увидишь в Камбодже редко, как правило, это индийские картины на большом экране и гонконгские, сингапурские на видео. А было время, когда пальму первенства держали фильмы, сделанные в Советском Союзе и других социалистических странах. Еще в 1984 году в прокате было 188 таких лент. Что же произошло? Почему малопопулярен в Камбодже кинематограф эпохи перестройки?
Возьму на себя смелость предположить, что проблематика многих наших сегодняшних лент непонятна камбоджийцам. Признанный многими фильм «Маленькая Вера» оставляет в недоумении большинство зрителей Камбоджи, да и соседних с ней стран. Почему мучается героиня фильма? Ведь символы духовной убогости жизни Веры и ее близких остаются незамеченными в этой аудитории. Старая майка отца? Да камбоджийские папаши ходят и в менее респектабельных одеяниях. Железная дорога под окнами дома? Но для большинства пномпеньцев Верина квартира — несбыточная мечта. Вся «чернуха» современного советского кинематографа — детский лепет по сравнению с тем, что пережил каждый камбоджиец старше десяти лет...»
(П. ЦВЕТОВ, «Правда» от 30.09.90 г.)
«В руководстве советско-германского СП «Примодесса-фильм» возникли разногласия, грозящие перерасти в скандал...
Как сообщил корреспонденту «Ъ» заместитель генерального директора СП «Примодесса-фильм» Александр Андреев, конфликт возник между советским учредителем и представителями фирмы Рпта Михаэлем Шнайдером (Michael Schneider) и Михаэлем Лампертом (Michael Lampert), входившими в состав правления.'
На Каннском фестивале 1990 года эти представители фирмы Prima попытались подписать с входящей в интернациональный киноконцерн UGC французской кинофирмой Paris Media контракт о передаче права на монопольный прокат фильма Киры Муратовой «Астенический синдром». Фильм снят на Одесской киностудии, которая является учредителем СП с советской стороны.
По мнению Андреева, была сделана попытка обойти СП и получить деньги за фильм на счет фирмы Prima без долевого участия в прибыли советского партнера. Советская сторона отказалась отвечать по обязательствам контракта, подписанного без участия СП. В дальнейшем уже само СП подписало ряд контрактов о прокате этого фильма с рядом западноевропейских кинофирм, в том числе и с Paris Media.
Александр Андреев заявил, что г-н Шнайдер и г-н Ламперт, пользуясь статусом членов правления, несколько раз пытались дискредитировать советское руководство СП. В частности, в Одесское областное управление Внешэкономбанка ими было направлено письмо с требованием приостановить операции в связи с расформированием СП. Г-н Шнайдер и г-н Ламперт направили на имя прокурора Одесской области заявление с требованием разобраться в правомочности совмещения Юрием Коваленко должностей генерального директора СП и директора Одесской киностудии....»
(В. ПЕСЕЦКИЙ, «Коммерсант!,» № 49, 90 г.)
«При поддержке и координации со стороны ООН 15 телекомпаний из всех регионов мира занимаются совместным производством 15 получасовых телепрограмм, показывающих новые стороны жизни, которые могут служить позитивными моделями для людей в XXI веке.
Сериал «Blueprint for the future» — детище Жана Тетро, словоохотливого независимого продюсера, работающего в Париже. Получив вначале деньги от Канадского агентства международного развития (СИДА) и Департамента общественной информации ООН (ДОИ), который оказывает ему также техническую помощь, г-н Тетро — канадец из Квебека — подготовил с 1980 г. три аналогичных сериала.
Весь проект, известный под названием «Agenda for a Small Planet», к настоящему времени объединил усилия 55 телекомпаний для производства одинакового числа программ на самые разные темы — от культуры о. Ява до воздействия на детей страха перед ядерным оружием. По оценке г-на Тетро, его аудитория превысит 200 млн. человек...»
(«Хроника ООН», том XXII, № 3, сентябрь 1990)
«Мы, честно говоря, недостаточно учитывали появление на сцене Си-эн-эн и других систем круглосуточной трансляции новостей, и в результате этого наши разведданные в значительной части устаревали до того, как они попадали на стол политиков», — такое необычное по степени откровенности признание сделал в американском конгрессе заместитель помощника президента США по национальной безопасности Роберт Гейтс-
Ветеран американской разведки уже не первый раз жалуется на то, что телеэкран оттесняет разведдепеши на задний план в кабинетах американских политиков. Два года назад, во время быстротечной американской вооруженной акции в Панаме, дежурные офицеры ситуационной комнаты Белого дома обнаружили, что репортажи телекомпании Си-эн-эн с улиц Панамы заметно опережали шифровки, поступающие от руководителей операции.
Си-эн-эн, принадлежащая миллиардеру Теду Тернеру, специализируется на круглосуточном освещении новостей. Свои передачи корреспонденты Си-эн-эн ведут из всех важнейших столиц мира, а еще больше — из горячих точек планеты, куда их оперативно перебрасывают со всем необходимым оборудованием связи вплоть до портативных антенн-«тарелок» спутниковых передач.
Во время войны в Персидском заливе... Обозреватель Си-эн-эн Бернард Шоу передал первые эпизоды воздушного налета на Багдад — начала войны, а корреспондент этой компании Питер Арнетт, остававшийся практически до конца войны в Ираке,— телеинтервью с Саддамом Хусейном, репортаж из руин разбомбленного бомбоубежища в иракской столице...
«ЦРУ и американская разведка должны будут перестроиться и продемонстрировать перемены,— признал Р. Гейтс.— Иначе они столкнутся с чувством ненужности и растущими настроениями в пользу их роспуска». Одним из элементов такой перестройки будет попытка ЦРУ более эффективно соперничать с Си-эн-эн в освещении актуальных событий — разумеется, для узкого круга получателей его информации.
В частности, предполагается оснастить «лиц, принимающих решения», специальными видеомониторами, на экранах которых они могли бы видеть «непрерывно обновляющуюся информацию об обстановке во всем мире, подкрепленную наглядными материалами в виде карт, фотографий и т. п.»...»*
(А. БЛИНОВ, «Известия» от 27.09.91 г.)
* Еще одна степень инвалидности советской журналистики, причем дело не столько в неоснащенности техникой, сколько в принципиальном неумении и нежелании репортеров работать. Мы общались с патриархом отечественной журналистики профессором Ясеном Засурским из МГУ на Всесоюзной научной конференции «Журналистика в изменяющемся мире», состоявшейся в Ростове-на-Дону 23-27 сентября 1991 г. Засурский уверен, что только нерасторопность помешала нашим журналистам навестить Горбачева в Форосе 19 августа, так как маловероятно, что охрана смогла бы их задержать. Более того, Засурский считает, что если бы журналистский корпус был профессиональнее, надобность в КГБ уменьшилась бы. Еще Засурский высказался в том роде, что журналисты смогли бы отбить хлеб и у так называемых «биржевиков», превратив частично газеты в брокерские конторы.
Однако не сам ли профессор с коллегами воспитали целое поколение слабеньких журналистов? Прим. авт.«Вот уже несколько лет средства массовой коммуникации резко критикуются за то, что они способствуют общему снижению американских ценностей (это нужно поставить в упрек Ньютону Майсону, который, занимая пост директора Федерального управления коммуникаций, назвал телевидение «огромной помойкой»)... Систематические исследования показывают и публика все больше начинает понимать, что именно средства коммуникации (путем определенных селективных подчеркиваний и таких же селективных опущений) создали искаженное представление о том месте, которое занимают негры в американском обществе. Очень вероятно, что эти искажения в известной степени повлияли и на характер межрасовых взглядов и отношений...)
(ЭДВИН М. ШУР, «Наше преступное общество», М.: «Прогресс», 1977)
У нас перекликающаяся ситуация, только с иной причинно-следственной связью. Изучение газетных сообщений, общение со специалистами из исламских республик, входивших в состав СССР однозначно убеждают в том, что разрыву культурных и других связей в максимальной степени способствовал мутный поток из предельно развратных передач, в числе прочих транслируемых телевидением из Москвы. Самый же надежный способ отфильтровать липкую грязь — вообще прекратить трансляцию телевидения из Центра. Естественно, что все это очень плохо отражается прежде всего на русскоязычной части населения. С этой точки зрения лица, ответственные за выпуск в общегосударственный эфир эротизированных телепрограмм должны по совокупности статей нести уголовное наказание как за распространение порнографии, так и за косвенное содействие межнациональной розни, пропаганду презрительного отношения к культуре и чувствам других народов. Ведь то, что может с натяжкой считаться эротикой в Москве (хотя и Москва, по сути — модель многонационального государства с несметным количеством этнических проблем, также усугубляемых широковещательным «порнотелевидением»), уже в других регионах безусловно воспринимается как порнография — мы уже приводили классификационные оценки специалистов в этой области в № 10 «ТКТ» за 1991 г., с. 44-47. И одна-единственная эротическая сцена в результате может стать не столько причиной, сколько предлогом для прекращения ретрансляции в регионе общесоюзного ТВ... А. П. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ", 1992 г. , № 3 


Еще больше информации на данную тему содержит телеграм-канал «Человекоподобные роботы: технологии и рынки».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.